Творческий проект

Скачать презентацию можно по ссылке: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Музыкально – творческий проект по взаимодействию музыкальной школы и детского сада «Чайковский  рисует…»

 «Восприятие музыки во всей глубине

 и содержательности

 возможно только в контексте других,

 выходящих за пределы музыки,

 средств познания».
( Б. М. Теплов).

Актуальность

Развитие личности дошкольника, формирование ценностных ориентаций, воспитание творческого мышления, воображения, интеллекта предполагает комплексный подход к планированию непосредственно образовательной деятельности эстетического цикла, в том числе и музыкальной, как процесс творчества. Взаимодействие музыки с другими видами искусств заключает в себе огромные возможности для развития музыкальной педагогики, так как сама музыка никогда не развивалась изолированно от всей художественной культуры.

Музыка как средство разностороннего развития личности ребенка всегда использовалась во всех педагогических системах. Музыка влияет на все сферы развития человека. В исполнительской деятельности ребенок выражает свое отношение к окружающему миру, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического начал. В дошкольном учреждении под руководством педагогов  у детей формируются музыкальные знания, умения и навыки, развиваются музыкально – творческие способности, художественный вкус.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Интеграция искусств — это взаимопроникновение элементов, находящихся в разрозненном состоянии, но изначально имеющих генетическое родство. Это раскрытие внутреннего родства, разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую модальность — цвета в звук, звука в пространство, пространство в мерность строки стихотворения. Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек — общество — природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи.

Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве.

Информационная карта проекта.

Организация: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Рябинка»

Адрес: Московская область, г.Серпухов, ул. Энгельса д.19

Авторы:  Буштак М.В. – музыкальный руководитель.

Вид, тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2018 – май 2019), групповой, интегративный, творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста детского сада «Рябинка», воспитатели, родители, педагоги и воспитанники детской музыкальной школы №3.

Место проведения: МДОУ – детский сад № 32  «Рябинка», г.Серпухов.

Сроки реализации проекта:  январь — май 2019 г.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 — 7 лет)

Проблема проекта:

Дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она не звучит. Родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка. Звучащая низкопробная эстрадная музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы действуют возбуждающе, перегружают нервную систему, вульгарные повторяющиеся тексты легко запоминаются детьми и используются в самостоятельной деятельности, что недопустимо в детском возрасте.

Гипотеза проекта:

Поскольку дети до семи лет особенно восприимчивы, первые яркие, радостные впечатления откладываются в них на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие, мы можем предположить, что от того какие педагогические условия будут созданы для их эстетического развития, будет зависеть развитие их способностей, интересов, а, следовательно, и развития личности в целом.

Цель проекта:

Воспитывать будущих созидателей жизни через удивительный и волшебный мир музыки и искусства в целом.  Каков человек – таков и мир вокруг него.

Задачи проекта:

— познакомить детей с музыкальными произведениями из «Детского альбома» П.И. Чайковского;

— формировать представления об изобразительной стороне музыки;

— формировать активный словарный запас старших дошкольников;

— развивать музыкальное мышление и творческое воображение детей;

— побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);

— воспитывать интерес к музыкальному и изобразительному творчеству;

— вовлекать родителей в образовательный процесс детского сада;

— способствовать расширению взаимодействия ДОУ с социокультурными центрами г.о. Серпухов.

Ожидаемые результаты:

  1. Совершенствование музыкально–эстетического сознания – эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
  2. Обеспечение динамики развития отношения к искусству от эмоционального восприятия к эмоционально-интеллектуальному и познавательно-оценочному.
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости в жизни, воспитание доброты, умения сочувствовать другому человеку.
  4. Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса работы с детьми.
  5. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ и совместную деятельность с детьми.

Виды деятельности:

игровая,

— коммуникативная,

— восприятие художественной литературы,

— изобразительная,

— музыкальная,

— двигательная.

Методы и приемы:

наглядные,

— словесные,

— практические.

Место проекта в режиме дня:

— I половина дня, как часть НОД, доминантные занятия по слушанию музыки П.И. Чайковского;

— II половина дня, как совместная деятельность педагогов с детьми.

Этапы проекта:

  1. Этап подготовительный (сентябрь).

— Составление плана деятельности по проекту.

— Подбор художественного слова и иллюстраций к музыкальным произведениям П.И. Чайковского из «Детского альбома».

— Создание и подбор методического сопровождения проекта: конспекты музыкальных НОД, бесед, мультимедийных презентаций, консультаций для родителей.

— Беседа «Знакомство детей с русским композитором П.И.Чайковским и его творчеством».

— Проведение консультации для родителей «Слушай во все уши».

  1. Этап – основной, организационно практический (октябрь — апрель).

— Проведение доминантных занятий по слушанию музыки – П.И. Чайковский «Детский альбом».

— Создание детско – родительских проектов «П.И. Чайковский – великий русский композитор», «Народные мотивы в музыке П.И. Чайковского».

— Презентация семейных проектов.

— Проведение мини- концертов классической музыки в детском саду (Детская музыкальная школа №3).

— Организация выставки детских работ по мотивам «Детский альбом» П.И. Чайковского, под руководством воспитателя Рябининой И.Ю..

— Создание альбома с детскими иллюстрациями воспитанников детского сада по мотивам «Детский альбом» П.И. Чайковского.

— Консультации для родителей.

  1. Этап – заключительный (май).

— Представление альбома с детскими иллюстрациями воспитанников детского сада по мотивам «Детский альбом» П.И. Чайковского.

— Музыкальный праздник «Чайковского повсюду знают!».

— Подведение итогов проекта.

Продукт проекта.

— Конспекты бесед, доминантных занятий по слушанию, конспекты музыкальных  НОД.

— Создание альбома с детскими рисунками «Чайковский рисует…».

— Итоговая презентация проекта.

— Видео материал с итоговым мероприятием.

Итоговое мероприятие:

— Музыкальный праздник «Чайковского повсюду знают!»

План реализации проекта:

п/п

  Содержание работы Дата Ответственный
I. Работа с воспитанниками
1.1 Тематические  беседы:

— «Откуда берётся музыка»

— «Вокальная и инструментальная музыка»

— «П.И. Чайковский – великий русский композитор»

Сентябрь-апрель Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

1.2 Непрерывная образовательная деятельность:

— Цикл  доминантных занятий по слушанию -«Детский альбом» П.И. Чайковского

Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

1.3 Чтение художественной литературы:

— подборка стихотворений и рассказов к музыкальным произведениям.

Воспитатели:

Орлова В.А.

Рябинина И.Ю.

1.4 Рассматривание иллюстраций
1.5 Просмотр презентаций и видеофрагментов. Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

II. Работа с педагогами
2.1 Взаимодействие с педагогом по подбору художественного слова, определение тематики по изобразительной деятельности. Сентябрь Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

Воспитатели:

Орлова В.А.

Рябинина И.Ю.

2.2 — Чтение стихотворений и рассказов к музыкальным произведениям.

— НОД – рисование «Образы в музыки П.И.Чайковского»

Октябрь-апрель Воспитатели:

Орлова В.А.

Рябинина И.Ю.

III. Взаимодействие с семьями воспитанников
3.1 Консультации:

«Слушай во все уши».

— По слушанию «Детского альбома» П.И. Чайковского.

— «Музыкотерапия в детском саду и дома».

— «Пусть музыка звучит».

Октябрь-апрель Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

3.2 Презентация семейных проектов Апрель  

Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

Родители, дети

 

IV. Взаимодействие с социокультурными образованиями.
4. — Мини – концерт инструментальной виолончельной музыки . (детская музыкальная школа)

— «Осенний вернисаж» — вечер вокальной музыки. (детская музыкальная школа)

— Концерт, посвящённый П.И. Чайковскому «Детский альбом» . (детская музыкальная школа)

— Выступление детей вокалистов на музыкальном празднике  «Чайковского повсюду знают!»

 

Октябрь-апрель Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

Педагоги

МОУ ДО «Детской музыкальной школой №3»

V. Продукт проекта
5.1 Альбом с детскими иллюстрациями воспитанников детского сада №32 «Рябинка» по мотивам «Детский альбом» П.И. Чайковского.

 

 

Май Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

Воспитатели:

Орлова В.А.

Рябинина И.Ю.

VI. Итоговое мероприятие
6.1 Музыкальный праздник «Чайковского повсюду знают!»

 

Май Музыкальный руководитель

Буштак М.В.

 

6.2 Подведение итогов проекта на педагогическом совете № 4 Ст. воспитатель Карташёва Н.Н.

 

Методическое обеспечение проекта:

— Программа по слушанию музыки Радыновой

— Конспекты НОД

— Конспекты бесед

— Конспекты консультаций для родителей

— Сценарий музыкального праздника «Чайковского повсюду знают!»

— Художественная литература

— Тематические мультимедийные презентации

ТСО

— Ноутбук

— ТВ

— Музыкальный центр

Методические рекомендации для педагогов.

Проект «Чайковский  рисует…» могут применять в своей работе музыкальные руководители ДОУ при проведении непосредственно – образовательной деятельности  и образовательной деятельности в режиме дня с детьми старшего дошкольного возраста..

Знакомство детей с творчеством П. И. Чайковского следует производить последовательно. В качестве перспективы развития данного проекта, можно порекомендовать   педагогам: расширять знания детей по данной теме, путем взаимодействия с социокультурными  центрами, такими как музыкальная школа, художественная школа.

Знакомить дошкольников с «Детским альбомом» П. И. Чайковского можно в течение дня, в режимных моментах, на прогулке и непосредственно на занятиях. Для реализации данного проекта существует большое количество презентаций, аудио и видео – материалов, пособий и книг, которые помогут обогатить знания детей, чувственный опыт от восприятия классической музыки и художественных образов.

Огромное значение имеет занимательный наглядный материал:

  • Иллюстрации к «Детскому альбому» П. И. Чайковского
  • Детские рисунки.
  • Интересные книжные иллюстрации.

Чтобы занятия по слушанию были более интересными и эффективными, творческими и радостными необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями, помогающими детям как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Это может быть: движения, рисование, цветовосприятие, чтение художественной литературы.

Заключение

Реализация проекта «Чайковский рисует» способствует повышению качества музыкального воспитания детей в ДОУ через создание условий для приобщения их к классической музыке. Как показывает практика, реализация проекта позволяет отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду.

В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия — появилось произвольное желание сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки. Словарный запас  пополнился новыми понятиямиями и терминами. Дети определяют характер музыки, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

Музыкальный язык — завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

Скачать презентацию можно по ссылке: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ