20.01.2021   ·   Работа с детьми с ОВЗ   ·   Пока нет комментариев

Музыкально- эстетическое развитие детей в условиях инклюзивного образования

Кроме эстетических функций, искусство обладает большим оздоровительно-развивающим потенциалом. Еще в глубокой древности было замечено, как велика сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека. Оздоровительно-развивающие задачи тесно связаны с развитием и совершенствованием всех духовных сил человека. Благодаря использованию специально подобранных средств и методов эстетического воспитания могут быть достигнуты позитивные психосоматические эффекты.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также нуждаются в эстетическом воспитании. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно – развивающего обучения.

Одним из ярчайших средств эстетического воспитания является музыка. Она играет существенную роль в формировании и развитии их вкуса, пробуждает и активизирует творческое воображение, стремление к самовыражению. Другими словами – формирует и развивает эстетический мир ребенка.

Одной из основных задач музыкальной деятельности является оздоровление детей, причем, не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональным благополучием.

Главное и самое важное на занятиях в инклюзивных группах – это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Своеобразная ритуализация (повторяющая структура занятия) помогать детям с ОВЗ быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить и помогать другим.

Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Этот комплекс включает в себя такие виды музыкальной деятельности – как слушание и исполнительство (включающие пение, музыкально–ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах). Далее хотелось бы остановиться на некоторых из них:

Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, оно обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Одним из условий оздоровительной работы является формирование у детей художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической музыкой.

Важным направлением в коррекционной работе является пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная,  исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, умения слушать себя во время пения.

Пение способствует:  развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхания, артикуляции, голосообразования); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика); помогает исправлять ряд речевых недостатков (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых). А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации правильного произношения.

Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером. Подвижных детей пение делает более уравновешенными.

Большое внимание необходимо уделять игре на детских музыкальных инструментах. Данный вид музыкальной деятельности решает следующие коррекционные задачи:

— Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

— Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.

— Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках и т.д.

— Развитие дыхания при игре на духовых инструментах.

— Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино)

— Развитие музыкально – ритмического чувства. Довольно часто у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.

И, наконец, одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ОВЗ, является развитие ритмических движений. Движения под музыку используются очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции при различных нарушениях.

Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Движения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. В ходе формирования у детей музыкально – ритмических  движений интенсивно происходит эмоционально – эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. На этих занятиях создаются особые условия для работы над преодолением таких недостатков движений, как плохая координация, недостаточная переключаемость и целенаправленность, невыразительность и пр.

Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия детей с ОВЗ в коллективных танцах реализуется возможность быть включенными в основную группу детей. В играх происходит формирование чувства партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального инструмента».

При организации работы по изучению, повторению, воспроизведению танца важным условием является индивидуальный подход к детям с ОВЗ. Неотъемлемым компонентом музыкально – ритмического развития с ОВЗ необходимо помнить о нагрузке, о степени активности и подвижности. Каждому ребенку должны быть подобранны индивидуальные движения, которые дают возможность быть включенным в общую композицию танца.

Основным является игровой метод, который придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и усвоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Специально подобранные игры, танцы, хороводы создают максимально благоприятные условия для развития детей, и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности.

Праздничные утренники, развлечения занимают особое место в системе эстетического воспитания детей. Все праздники,  построены с условием включения детей с ОВЗ в составе основной группы, а также с учетом психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают эмоциональный тонус.

Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки и проведения праздников и развлечений. Вся проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

В процессе музыкально — досуговой деятельности ребенок с проблемами получает яркие незабываемые впечатления, приобретает художественно-эстетический опыт, получает возможности для самореализации, раскрытия своих способностей в различных видах художественной деятельности, восприятия музыки.

Предыдущая запись ЛАРИНГИТ: КАК И ЧЕМ ЛЕЧИТЬ?
Полезные ссылки

ds32-serp.edumsko.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №32 «Рябинка»

serpumc.ucoz.ru

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»

asou-mo.ru

АСОУ

edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»

mo.mosreg.ru
Министерство образования Московской области