05.05.2020   ·   Консультации   ·   Пока нет комментариев

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников» (в соответствии с ФГОС ДО)

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.

Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги

— «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект-субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.

Все это возможно при успешности осуществления взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя. Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателей ДОУ

Цели профессионального  

Формы сотрудничества и сотворчества

сотрудничества и сотворчества  
воспитателя и музыкального  
руководителя  
1. Изучение индивидуальных Разработка единых диагностических карт
особенностей и возможностей музыкальности ребёнка; совместное обсуждение
ребёнка в контексте результатов диагностики и индивидуальных
музыкальности музыкальных проявлений ребёнка в условиях
  занятия и в повседневной жизнедеятельности
2. Учёт их в целостном Совместное проектирование планов работы, их
образовательном процессе ДОУ оперативная корректировка по мере решения
  общих задач; создание взаимодополняющих
  педагогических условий в ДОУ, содействующих
  музыкальному воспитанию и развитию детей
3. Отслеживание характера Создание промежуточных диагностик,
изменений, происходящих с диагностических методов, позволяющих оценить
ребёнком в ходе характер продвижения ребёнка в музыкальном
образовательного процесса развитии; совместное обсуждение особенностей
детского сада, его продвижения продвижения ребёнка в музыкальном развитии
в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических
  консилиумах, деловых играх; совместное
  обсуждение влияния процесса музыкального
  развития на общее развитие ребёнка
4. Определение эффективности Совместное обсуждение эффективности влияния
влияния реализуемых педагогических условий на характер
педагогических условий в продвижения ребёнка в музыкальном развитии,
детском саду на музыкальное общем развитии на тематических семинарах,
воспитание и развитие педагогических консилиумах, деловых играх,
дошкольника заседания службы сопровождения
5. Проектирование и Взаимные консультации, создание
организация целостного профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по
образовательного процесса, использованию музыкального материала в
содействующего целостному образовательном процессе ДОУ, в решении
музыкальному развитию разнообразных задач воспитания и развития
здорового ребёнка-дошкольника  
в детском саду  
6. Изучение особенностей Организация музыкальным руководителем
общекультурной компетентности диагностики педагогов дошкольного образования
воспитателей детского сада, и самодиагностики по изучению музыкальной
знание их музыкальных культуры и эрудиции
потребностей и интересов  
7. Знание воспитателем задач Взаимопосещение занятий, других форм
музыкального воспитания и взаимодействия с ребёнком на музыкальном

 

развития дошкольников, анализ содержании с последующим анализом и
их решения музыкальным совместным обсуждением эффективности
руководителем с точки зрения решения задач воспитания и развития ребёнка
базовой компетентности  
8. Оказание профессиональной Музыкальные гостиные и вечера встреч с
помощи друг другу, совместное музыкой, организованные в ДОУ; совместная
решение задач воспитания и организация праздников педагогическим
развития ребёнка посредством коллективом ДОУ; совместная подготовка
музыки и музыкальной тематических семинаров и практикумов по
деятельности проблеме целостного воспитания и развития
  ребёнка-дошкольника средством музыки,
  использование новых педагогических средств и
  приёмов в музыкальном воспитании и развитии
  детей
9. Создание единого культурно- Коллективные походы в филармонию,
образовательного музыкально — консерваторию, капеллу, театр; совместное
эстетического пространства в создание афиши на учебный год для
педагогическом коллективе профессионально-педагогического коллектива,
образовательного учреждения, в родителей детей, дошкольников с
детском саду и семье рекомендациями по репертуару; совместная
воспитанника, в детском саду и организация родительских собраний по
учреждениях культуры, проблемам музыкального воспитания и развития
содружество с музыкальными ребёнка; создание стенда или уголка для
учреждениями города, района родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей
ДОУ семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали
  вы и ваш ребёнок» и т.п.; приглашение в детский
  сад музыкально-театральных коллективов для
  детей
10. Создание развивающей Совместное проектирование музыкально-
музыкально-образовательной образовательной среды в ДОУ, в группах;
среды детского сада как одного организация конкурса проектов музыкально-
из эффективных условий, развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой
инициирующих процессы группе, в семье ребёнка
целостного музыкального  
(художественного) развития и  
воспитания ребёнка  
11. Личностно- Профессиональные рекомендации и советы друг
профессиональное другу в форме дневников, консультаций,
саморазвитие, самообразование, оснащённых методических портфелей,
наращивание профессиональной приглашений на концерты и спектакли;
компетентности через обоюдные рекомендации по музыкальному
обогащение общекультурной, репертуару и его использование в
базовой, специальной образовательном процессе ДОУ; составление
компетентностей музыкально-профессиональной фонотеки, банка
  педагогических техник и технологий
  использования музыки в решении разнообразных
  задач воспитания и развития дошкольников

 

Функции и обязанности

музыкального руководителя и воспитателя

 

 

Музыкальный руководитель Воспитатель
Отвечает за составление сценариев — принимает участие в обсуждении, вносит
праздников, программ развлечений, их свои предложения в соответствии с
подготовку и проведение: индивидуальными особенностями
-за 5-6 недель до праздника воспитанников группы;
(«Осенины», «Новый год», «8 Марта», — готовит тематические подборки
«Выпускной») представляет на поэтического материала к развлечениям и
обсуждение воспитателям сценарий музыкальным утренникам;
праздника; -проводит предварительную подготовку к
-разучивает с детьми инсценировки, праздникам: беседы, экскурсии, чтение
танцевальные движения, песни на художественной литературы,
занятиях и в индивидуальном порядке рассматривание картин и иллюстраций,
(индивидуальные номера); разучивание стихов, слов песен и
— разучивает с воспитателями инсценировок;
произведения для индивидуального и -помогает в оформлении зала
коллективного исполнения на празднике; (изготовление атрибутики и украшений,
-во время проведения праздника непосредственно оформление зала перед
отвечает за музыкальный репертуар и праздником);
музыкальное сопровождение. -исполняет свою роль на празднике
  эмоционально и соответственно тексту
  сценария.
-составляет план занятий в соответствии -вписывает в свой план работы
с возрастом детей, требованиями программное содержание, индивидуальную
образовательной программы ДОУ  и работу, ежемесячные развлечения,
внедряемой методики музыкально-ритмические и дидактические
  игры -1 раз в неделю.
   
— вписывает в тетрадь -осуществляет индивидуальную работу по
взаимодействия: развитию движений, проводит в свободное
1. необходимые рекомендации по время музыкально-дидактические игры в
проведению индивидуальной работы с соответствии с рекомендациями
детьми по развитию движений, музыкального руководителя;
певческих способностей, рекомендации — создаёт проблемные ситуации,
для проведения музыкально- активизирующие детей для
дидактических игр в группе; самостоятельных творческих проявлений;
2. тексты песен, движения танцев до -направляет самостоятельную музыкальную
начала их разучивания на занятиях. деятельность
-ежемесячно обговаривает с -ежемесячно знакомится и участвует в
воспитателем планирование совместной обсуждении планирования работы на
работы музыкальных занятиях
-обговаривает с воспитателем -участвует в обсуждении
распределение обязанностей на  
музыкальном занятии, особенности  
индивидуальной работы с детьми данной  
группы.  
— обеспечивает индивидуально- -подготавливает детей к занятию
дифференцированный подход к детям на — следит за наличием удобной и безопасной
музыкальном занятии; обуви для занятия

 

-проводит индивидуальную работу с — обеспечивает наличие теплой одежды
воспитанниками по разучиванию при переходе детей по коридору и
движений и т.д. лестницам;
   
-следит за соблюдением порядка в -помогает музыкальному руководителю
музыкальном зале создать условия, позволяющие проводить
  все виды музыкальной деятельности на
  занятии
подготавливает необходимые -обговаривает с музыкальным
материалы, музыкальные инструменты, руководителем свое участие и место
пособия, обеспечивает их соответствие нахождения в различных видах
санитарно-гигиеническим нормам деятельности на музыкальных занятиях
-оказывает помощь в сфере своей -обращается к музыкальному
деятельности для проведения открытых руководителю, знакомит  с материалами
занятий  
   
-проводит работу с родителями -проводит работу с родителями
воспитанников, вовлекая их в общий воспитанников по подготовке к
процесс музыкального воспитания праздникам, развлечениям (костюмы,
ребёнка: совместные мероприятия, разучивание слов, подготовка атрибутики и
индивидуальные беседы, советы, т.д.);
консультации в виде папок-передвижек,  
информационных листов, памяток,  
информации на сайте ДОУ.  

 

Предыдущая запись 23 февраля- красный день календаря!
Следующая запись Синдром хронической усталости. Причины, симптомы, как лечить
Полезные ссылки

ds32-serp.edumsko.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №32 «Рябинка»

serpumc.ucoz.ru

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр»

asou-mo.ru

АСОУ

edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»

mo.mosreg.ru
Министерство образования Московской области