Оздоровительная функция музыки

Дата Публикации: 7-04-2017, 10:28



«Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки, звуки разбудят каждую клеточку его организма, откроют гармонию мира»

Михаил Лазарев.

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Как музыка может влиять на здоровье ребёнка? В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления.

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

1) Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменного процесса на уровне клетки.

2) Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.

3) Психологический фактор через ассоциативные связи (связь, возникающая в процессе мышления, между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определенных условиях, вызывает образ другого, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребёнка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма.

В-третьих, музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев.

Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки.

В-четвёртых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, исполняя музыкальное произведение на духовом инструменте, ребёнок должен подчинить своё дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть - 9 вдохов в минуту, активная грусть – 20 вдохов в минуту, страх – 60 вдохов в минуту, гнев – 40 вдохов в минуту. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте, мы можем моделировать эмоциональное состояние.

В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунитет, так как при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет ребёнка, и он чаще болеет.





Музыка действует на эмоции ребёнка, а любая эмоция, как известно, связана с определёнными биологическими реакциями в организме. Поэтому, в определённом смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Образно говоря, музыка И. С. Баха отличается от музыки П. И. Чайковского тем, что по-разному воздействует на эмоции слушателя: одна вызывает одни биохимические реакции, другая – иные. Кроме того, специально подобранная музыка позволяет дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению его заболеваемости. Музыка наряду с другими факторами оказывает глубокое влияние на эмоциональную сферу в силу своей вибрационной, ритмической и мелодической природы. Следовательно, с помощью музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизиологического состояния организма ребёнка и рождает ощущение здоровья и счастья в момент игры.

Музыка может использоваться и в реабилитации ребёнка вследствие её связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музыцировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что, в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую. Прослушивание медитативной музыки приводит ребёнка в состояние полного расслабления, при котором восстанавливается естественное физиологическое дыхание.

Музыка позволяет снимать стрессы и может быть первым шагом на пути оздоровления. Можно рассматривать музыку ещё и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней, то есть музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни в семье

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально “прописывали” своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913г. был основан Комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошел ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека.

Интерес к музыкотерапии врачей, педагогов и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкотерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи – заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития и др.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

ü замедляют пульс

ü увеличивают силу сердечных сокращений

ü способствуют расширению сосудов

ü нормализуют артериальное давление

ü стимулируют пищеварение

ü улучшают аппетит

ü облегчает установление контакта между людьми

ü повышают тонус коры головного мозга

ü улучшает обмен веществ

ü стимулируют дыхание и кровообращение

ü усиливают внимание



Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах:

ü Рецептивной

ü Активной

ü интегративной

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) существует в двух видах:

1. музыкопсихотерапия – решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Может проходить в различных формах – 1) «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось») ; 2) музыкально-образная медитация

2. музыкосоматотерапия – лечебное воздействие музыки непосредственно на тело человека. Воздействие осуществляется в процессе прослушивания специально созданных аудиомузыкальных программ («Антистрессовая», «Бронхиальная астма», которые помогают в лечении соматических заболеваний.

Активная музыкотерапия – активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс.Включает следующие виды: вокалотерапия, танцетерапия, психогимнастика, инструментальная музыкотерапия.

Интегративная музыкотериапия – интеграция физиологии, рефлексотерапии и музыкознания – синтез музыкального и зрительного восприятия:

музыкоцветотерапия, музыкоизотерапия – восприятие произведений изобразительного искусства под музыку или изображение музыки в рисунке.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему увеличивает содержание адреналина в крови.

Как считают специалисты Института Традиционной медицины и музыкотерапии, чтобы вылечить некоторые заболевания, достаточно регулярно слушать определенные мелодии:

Язва желудка: Л. Бетховен, В. Моцарт, П. Чайковский «Вальс цветов».

Утомляемость: Э. Григ «Утро», Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой», П. Чайковский «Времена года», Огинский «Полонез».

Угнетённость: Л. В. Бетховен «К радости».

Раздражительность: П. Чайковский «Сентиментальный вальс», К. Дебюсси «Лунный свет», Р. Шуман «Грёзы», Л. В. Бетховен «Лунная соната».

Нормализация кровяного давления: Мендельсон «Свадебный марш».

Головная боль, невроз: Огинский «Полонез».

Нормализует работу мозга: Э. Григ, сюита «Пер Гюнт», Л. В. Бетховен «Соната №7».

Развитие умственных способностей детей: Моцарт.

Младенческое беспокойство: Арфа.

Успокаивающие: «Утешение», «Ноктюрн», Ф. Лист. «Колыбельная», «Баркарола», «Фантазия – экспромт» П. Чайковского, «Размышление», «К Элизе» Л. В. Бетховен.

Расслабляющее действие: Д. Ласт «Одинокий пастух», К. Сен-Санс «Лебедь».

При снижении внимания: Р. Шуман «Грёзы», К. Дебюсси «Лунный свет».

Успокаивает, отгоняет тревогу: Ф. Шопен «Мазурка», Шуберт «Аве, Мария».

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Особенности использования музыкотерапии:

ü громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо) ;

ü использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

ü лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной) ; продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.

Теги:

Другие новости по теме:

  • Организация самостоятельной музыкальной деятельности1. Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка. 2. Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы
  • Берегите детский голос!Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение взрослых и детей. Песня приводит в мир музыки. Приобщая детей к музыке и пению, взрослым нужно помнить. Что голосовой аппарат ребенка
  • Музыка, как средство здоровьесбереженияЗанятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная
  • Музыкальному руководителю о музыкотерапииРебенок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в
  • Влияние музыки на психику ребенкаМузыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные